Яркополенская школа

 







Итоговое сочинение

 

Пресс-релиз

«Итоговое сочинение-2014»

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» № 923 от 5 августа 2014 г. (зарегистрирован Минюстом России 15 августа 2014 г., регистрационный № 33604), с целью реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 г. впервые в 2014-2015 учебном году будет проводиться итоговое сочинение (изложение).

Сочинение позволит проверить широту кругозора выпускников, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Итоговое изложение (вместо сочинения) вправе писать только обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды.

Для выпускников 2015 года написание итогового сочинения (изложения) является обязательным этапом и является допуском к государственной итоговой аттестации. Результатом итогового сочинения или изложения будет «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственного выпускного экзамена (ГВЭ) будут допускаться только выпускники, получившие «зачет»

Итоговое сочинение (изложение) по желанию могут писать и выпускники прошлых лет, чтобы представить его результаты в вузы.

Темы сочинений разрабатываются в закрытом режиме, но в рамках открытых тематических направлений:

  • «Недаром помнит вся Россия» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова).
  • Вопросы, заданные человечеству войной.
  • Человек и природа в отечественной и мировой литературе.
  • Спор поколений: вместе и врозь.
  • Чем люди живы?

Экзаменационный комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме на каждое общее тематическое направление).

Писать итоговое сочинение (изложение) выпускники будут в первую среду декабря 2014 года (03.12.2014г.) в своих образовательных организациях по темам (текстам), сформированным Рособрнадзором по часовым поясам. В феврале (04.02.2015 г.) и мае (06.05.2015 г.) будет предоставлена возможность повторно написать сочинение (изложение), если по уважительной причине выпускник не смог написать сочинение в основной срок или получил «незачет».

Критерии оценивания итогового сочинения для школ утверждены Рособрнадзором.

Утвержденные критерии позволят оценить сочинение по пяти параметрам:

  • Соответствие теме;
  • Аргументация. Привлечение литературного материала;
  • Композиция и логика рассуждения;
  • Качество письменной речи;
  • Грамотность. 

Время написания сочинения – 3 часа 55 минут.

Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем столе выпускника помимо регистрационного бланка и бланков записи, находятся.

  • ручка (гелевая, капиллярная ручка с чернилами черного цвета);
  • документ, удостоверяющий личность;
  • при необходимости лекарства и питание;
  • орфографический словарь, предоставленный организатором в аудитории.

Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке) и выполнить следующие условия: выдержать объем итогового сочинения (не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно (сочинение не должно быть списано из какого-либо источника).

О результатах написания сочинения (изложения) выпускники смогут узнать через неделю после окончания проверки в организациях, на базе которых осуществлялось прохождение итогового сочинения (изложения).

 

 

1) Почему, по мнению М.Ю. Лермонтова, любовь может быть созидательна и разрушительна

2) Когда и почему человеку необходимы герои

3) Какие картины природы пробуждают человека к жизни истинной, естественной?

 4) Какие нравственные ценности объединяют разных людей в поколение?

5) Что означает для человека выражение "плыть по течению" или "против течения"?

 

1) Почему Белинский назвал поэзию Лермонтова «Симфонией жизни»?

2) Какие события в жизни людей ведут к единению, общности, а какие к вражде, раздору между ними?

 3) А чём думает человек, вглядываясь в звёздное небо?

4) Какие добродетели и пороки у детей взращиваются любовью родителей?

5) Как можно понять выражение: «Самый большой враг человека – он сам»?

 

Ставропольский край

1) «Жизнь скучна без нравственной цели». (Ф.М. Достоевский). (По одному из произведений М.Ю.Лермонтова).

2) «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни...» (А.П. Платонов).

3) «Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует». (Иоганн Вольфганг Гёте).

4) «Любовь и уважение к родителям без всяко о сомнения есть чувство святое» (В.Г. Белинский).

5) «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих...» (Ф. М. Достоевский)

 

 Санкт-Петербург

 1) Русская история у Лермонтова

2) Природа-человек-гражданин

3) Родители и дети

4) Война и характеры людей

5) Нравственный выбор

 

Красноярский край

1) "Что в имени твоём" (значение творчества М. Ю. Лермонтова для молодого поколения 21 века).

2) "Между жизнью и смертью" (нравственный выбор человека на войне).

3) "Счастье - это быть с природой, видеть и говорить с ней." - Л. Н. Толстой (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

4) "Блудный сын - вечная притча в жизни и в литературе" (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

5) "Совесть, Благородство, Достоинство - вот оно, святое наше воинство" - Б. Окуджава (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

 

Перечень возможных тем на итоговом сочинении по направлению "Чем люди живы?".

 • "...Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!" (А.П. Чехов).

• «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный - невозможно...» (А.С.Пушкин).

• " Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его" (Н.Г. Чернышевский). • «Поэзия - это форма любви» (М.М. Пришвин).

• «Жить – значит чувствовать, мыслить, страдать…» (В.Г.Белинский).

• «Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы – большой и маленькой» (Д.С.Лихачев).

• «Зло в человеке всегда связано с непониманием другого человека…» (Д. С. Лихачёв).

• «У любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание» (К. Г. Паустовский).

• «Человеческое всегда и неизбежно должно восторжествовать…» (М. Е. Салтыков-Щедрин).

• «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя…» (Б. Л. Пастернак).

• «Человек – это…живая загадка» (С. Н. Булгаков».

• Нравственные проблемы современных людей.

• Проблема лени и безволия.

 • "Сильные люди всегда просты" (Л.Н. Толстой).

• Почему люди держатся за старое? (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир").

• «Справедливость требует вступаться за людей страдающих» (Н.Г. Чернышевский).

• «Человек – целый мир…» (Ф. М. Достоевский).

• Современное понимание термина герой нашего времени.

• Человек в поисках смысла.

• «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д. С. Лихачев).

• «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Д. С. Мережковский).

 • Социальные проблемы в современной русской литературе.

• Профессия и призвание... Могут ли они совпадать?

• Проблемы молодежи в современной литературе.

• Поиски счастья в русской литературе.

• «Сила влияния нравственного выше всяких сил…» (Н. В. Гоголь).

 • «Самое главное в дружбе – умение понять и прощать» (В.П. Некрасов).

• «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека» (В. Г. Белинский).

• «Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него значит сделаться собой…» ( В. Г. Белинский).

• «Без страстей и противоречий нет жизни…» (В. Г. Белинский).

• «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф. М. Достоевский).

• «Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф. М. Достоевский».

 • «Нет счастья в бездействии…» (Ф. М. Достоевский).

• «Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья» (К. Д. Ушинский).

• «Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца» (К.Г. Паустовский).

• «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись» (И. С. Тургенев).

 

Перечень тем, которые подходят направлению "Спор поколений: вместе и врозь".

 • «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г.Белинский). • «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон).

 • Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети»(В.А.Сухомлинский).

 • «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г.Мопассан).

• Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса

 • Кто такие дети в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"?

• Смысл названия романа "Отцы и дети"

• «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С.Пушкин).

 • Дети и детство в русской литературе

• Современные проблемы детей

• Любовь и дети

• Роль семьи в жизни человека

• «Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий).

• «Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми»(Р.Роллан

Темы по направлению "Человек и природа в отечественной и мировой литературе"

• «Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует» ( Иоганн Вольфганг Гёте)

• «Человек разрушит мир скорее, чем научится в нем жить» ( Вильгельм Швебель)

 • «Природа - творец всех творцов» ( Иоганн Вольфганг Гёте)

 • «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, не только не блага, но несомненное и очевидное зло» ( Л.Н.Толстой)

 • Красота природы

• Природа в жизни человека

 • «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» ( Антуан де Сент-Экзюпери)

 • Поэзия родной природы

• Роль природы в жизни человека • Благодарная природа и неблагодарный человек

• «Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно» ( Иоганн Готфрид Зейме)

• Природа - главный помощник человека • Борьба человека за чистоту окружающего мира • «И что только ни делает с человеком природа!» (Ф.Г.Раневская) «Леса учат человека понимать прекрасное» (А.П.Чехов)

Мир людей глазами мобильного устройства

"Живая" книга или Интернет!

Техника и человек в творчестве А.Платонова (в произведениях русских писателей)

Человек и космос

Плюсы и минусы бессмертия. "Бессмертная душа" Станислава Лема

Тема консьюмеризма в произведениях Чака Паланика

Список тем сочинений, которые относятся к направлению "Вопросы, заданные человечеству войной".

 • "Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой" (А.С. Пушкин)

• "Подвиг не рождается сразу. Для этого... нужно щедрую душу иметь " (Г.А. Медынский) • «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни...» (А.П. Платонов)

 • «В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства...» (М.Ю.Лермонтов)

• «Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг, не за подвиг» (А. А. Бестужев-Марлинский)

 • Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни... (по роману Л.Н. Толстого Война и мир)

• «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом...» (В. Г. Белинский)

 • Подвиг народа в Великой Отечественной войне • Тема мужества на страницах русской литературы

• Любовь и война на страницах русской литературы

• «Защита Родины есть и защита своего достоинства» (Н. К. Рерих)

• «Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собою» (Н.М. Карамзин)

Между жизнью и смертью

Тема любви в произведениях о Великой Отечественной войне

Дети и война

891 день мужества ленинградцев

Мемориал - памятник с особым значением

"По ком звонит колокол"

Художественное произведение о войне: есть ли место вымыслу?

Значение войн для государства и для человека