Яркополенская школа

 







Школа молодого учителя

 

     Система  методической поддержки молодого учителя

В школу приходят молодые специалисты, которые уже в начале своей деятельности испытывают затруднения профессионального, психологического и социального характера. Профессиональное становление молодого педагога – сложное и многогранное явление педагогической деятельности. От того, как пройдет этот процесс, зависит, состоится ли новоявленный педагог как профессионал, останется ли он в сфере образования или найдёт себя в другом деле. Поэтому необходимо организовать службу поддержки молодых учителей, помочь  в самый трудный период - период адаптации, чтобы они могли творчески работать в современной, постоянно развивающейся школе.              

      Работа с молодыми специалистами - одно из приоритетных направлений любого образовательного учреждения. На начало 2013 -2014 учебного года в нашей школе работает  9  молодых специалистов (40  % от общего количества учителей школы) со стажем работы от 1 до 3 лет.   Поэтому   одним  из важнейших направлений работы заместителя директора по УВР является организация методической работы с молодыми педагогами.

            Центральное звено в организации работы с молодыми специалистами –  оказание им психолого – педагогической поддержки, методической помощи, а также повышение их общей и профессиональной культуры. Необходимо помочь молодому педагогу работать в условиях обновляющейся педагогической практики, научить его использовать свои личностные и профессиональные резервы, строить индивидуальную систему целостной педагогической деятельности.

        Успешное становление молодого специалиста зависит не только от его профессиональной подготовки и личных качеств, а и от того, какие условия будут ему созданы, какую методическую помощь ему будет  предоставлять школа, чтобы он мог развивать  инициативность, творческое начало.

      Работа с молодыми специалистами в нашей школе проводится по  следующим направлениям:

1. Занятия в « Школе молодого учителя».

2.Организация наставничества.

3. Работа  школьных МО .

2.Педагогические советы.

3.Психолого-педагогические семинары.

4.Самообразовательная работа.

5.Организация внеклассной работы.

7.Стимулирование работы.

8.Диагностика работы.

9.Повышение квалификации.

   Вся работа в  школе  планируется так, чтобы   были созданы условия   для  

формирования и развития личности молодого специалиста, его профессионального роста. Для этого предлагаются  различные формы работы:

-беседы;

-собеседования;

-тренинги;

-встречи с опытными учителями;

-открытые уроки, внеклассные мероприятия;

-тематические педсоветы, семинары;

-методические консультации;

-неделя молодого учителя;

-методические недели;

-посещение уроков;

-взаимопосещение уроков;

-анкетирование, тестирование;

 

     Одно  из центральных направлений в работе с молодыми специалистами - это занятия в Школе молодого учителя.

     Эффективность деятельности Школы молодого учителя обусловлена тщательной подготовкой:

Первый этап.

       Организация Школы молодого учителя начинается с разработки, рассмотрения и утверждения «Положения о Школе молодого учителя».

Второй этап.

        На втором этапе составляется перспективный план работы (программа) Школы молодого учителя

 

                 Программа работы Школы молодого учителя

 

   Цель программы работы с молодыми учителями: создание условий для самореализации, для приобретения ими практических навыков, необходимых для педагогической деятельности, закрепления молодых специалистов в коллективе.

 Задачи программы:

- формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании;

 - помочь учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс;

 - создать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективе;

 - способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности;

- вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике.

 Этапы реализации Программы:

 1 этап – диагностический (первый год)

 2 этап – самостоятельный творческий поиск  (второй год)

 3 этап – оценочно-рефлексивный (третий год)

      Школа молодого учителя проводится в форме теоретических и практических занятий. Заседания Школы проводятся 1-2 раза в  месяц. В течение всего года проводятся  индивидуальные консультации молодых специалистов  с руководителем Школы молодого учителя, наставниками, опытными учителями школы.

          Чтобы молодые специалисты с первых дней в школе чувствовал себя комфортно и уверенно во всех отношениях, чтобы у них не возникло разочарование в своей профессии, необходимо грамотно простроить работу по их адаптации. Адаптационная работа включает в себя: знакомство со школой, педагогическим коллективом,  учителем – наставником; анкетирование, тестирование , заполнение диагностических карт роста педагогического мастерства.

          Молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, нередко теряется. Знаний, полученных в вузе, достаточно, но школьная практика показывает, что начинающим учителям не хватает педагогического опыта. Сложности вызывают вопросы дисциплины и порядка на уроке, методический аспект урока, оформление документации, осуществление классного руководства.  Следующая проблема, с которой сталкивается большая часть молодых педагогов, - адаптационно - коммуникативная. Она связана с тем, что молодой специалист попадает в незнакомую для него учительскую среду – педагогический коллектив. От коммуникабельности на первых порах зависит не только общий успех работы учителя, но и уровни самооценки и притязаний. Работа по организации профессиональной коммуникации включает в себя такие направления, как установление профессиональной коммуникации с учителем-наставником.

       Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования, проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

          Для более эффективной работы  с молодыми специалистами  учителя-наставники подготовили им различные "памятки", такие как: « Обязанности классного руководителя»,  «Организация работы с неуспевающими учащимися, « Анализ и самоанализ урока», « Как правильно организовать работу с родителями», «Методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных мероприятий».

       Также молодым учителям рекомендуем создать портфолио молодого специалиста, куда вносятся педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами на проведенные уроки и т. д. Это дает возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого учителя.  Портфолио – своеобразный паспорт повышения профессионального уровня педагога, свидетельствующий о его способностях, самоорганизации, коммуникативных навыках, отвечающий его потребности в практической самореализации.    Кроме того, портфолио может быть использовано  и как форма полного и разностороннего представления молодого специалиста к аттестации на повышение квалификационного разряда. Создание такого документа позволяет избежать формализма, целенаправленно и системно подходить к отбору форм и методов работы с начинающим учителем, адекватно оценивать результаты профессионального роста и позитивных изменений в его профессиональной деятельности.

    Самообразование учителя – лучшее обучение. Молодым учителям предлагаются примерные темы по самообразованию, проводится анализ того, как спланировать работу над методической темой на год: даётся схема плана работы над методической темой и примерные индивидуальные методические, педагогические, психологические темы. В конце учебного года  организуется проведение творческого отчёта, на котором молодые учителя представляют себя не только как молодых педагогов, но и как увлечённых, инициативных молодых людей со своими интересами, талантами, методическими наработками.

Цели и задачи программы 2 и 3 года - формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании, способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности, использовать  эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов.

       2 и 3 год работы молодого учителя – это процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приёмов работы с детьми, формирования своего стиля в работе. В план программы 2 года работы с молодыми специалистами  включены  различного рода диагностики (собеседование, анкетирование, наблюдение). Это помогает решать возникшие проблемы, выявить затруднения в работе. Собеседования с  молодыми  учителями показало, что самооценка у них достаточно высокая, они стремятся к  саморазвитию и самосовершенствованию в профессиональной деятельности .По диагностике текущего года было выявлено, что больших затруднений в календарно-тематическом планировании у молодых специалистов не возникало. Затруднения возникли в организации образовательного процесса. Анализируя анкеты, были выделены параметры, по которым необходима срочная методическая помощь:   умение определять цели и задачи урока; формы и методы ведения урока; обеспечение активности учащихся  в течение урока, способы проверки домашнего задания.

Исходя из полученных результатов, планируется дальнейшая методическая деятельность: консультации, посещение уроков, внеклассных мероприятий у опытных педагогов, совместное изучение трудных тем программы с наставником. 

      Профессиональное становление молодого специалиста осуществляется постепенно. Присутствие на уроках и мероприятиях членов администрации, педагога-наставника, коллег, педагога-психолога, социального педагога помогают в организации учебной и внеурочной  деятельности, способствуют снятию затруднений. Но главное, что такое системное сопровождение учит молодого педагога анализировать свою деятельность, т.е. работать в режиме постоянной сопровождающей рефлексии. Дальнейшая коррекция, планирование и опять анализ позволяют начинающему педагогу вместе с опытным педагогом добиваться хороших результатов в организации учащихся на уроке, применении именно тех приемов работы с этими детьми, которые являются наиболее эффективными. Положительная динамика в работе молодого специалиста, ситуация успеха - залог его педагогической и личностной состоятельности.

      Неоценимую методическую помощь получают молодые специалисты, участвуя в работе школьных семинаров, педагогических советах, МО, мастер-классов. Семинары и педагогические советы проходят в активной форме и начинающие педагоги с интересом участвуют в ролевых играх, дискуссиях, круглых столах.

 

         Одним из приоритетных направлений в работе нашей школы является развитие творческих способностей учащихся, работа с одаренными детьми. Молодые специалисты вместе со своими воспитанниками принимают активное участие в районных, республиканских конкурсах, олимпиадах, занимая призовые места.

Молодые учителя участвуют во всех школьных мероприятиях: праздниках, школьных вечерах, конкурсах, КВН и т.д. Они сами являются организаторами многих мероприятий, где могут раскрыть свои таланты.

            Таким образом, можно сказать, что в нашей школе созданы благоприятные условия для адаптации молодых педагогов и возможности их закрепления, для развития внутренних мотивов педагогического роста, формирования личности педагога, способной к самообразованию, саморазвитию. Л.Н. Толстой писал, что современным делает педагога сочетание любви к детям с профессиональными знаниями, увлечение педагогической деятельностью. Такому педагогу свойственно стремление к постоянному профессиональному росту, личностному совершенствованию, подъему общего культурного уровня. Именно о таком учителе и мечтает каждый ребенок.

         Мы с удовлетворением отмечаем, что те молодые учителя, которые приходят к нам в школу, становятся грамотными специалистами и остаются верными своей  профессии.  Это дает нам основание считать, что, работая с начинающими педагогами, мы на правильном пути.

     Работа школы молодого учителя создает условия для привлечения их к активному включению в учебно-воспитательный процесс школы, стремлению к самообразованию самосовершенствованию, помогает в освоении новых педагогических технологий, учит планировать и оценивать результаты своей профессиональной деятельности.

 

 

 

                                                                                            

             ПЛАН РАБОТЫ «ШКОЛЫ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ» (первый год)

 

 

Сроки проведения

 

 

Рассматриваемые вопросы

Методы работы, форма проведения

Ответственные

август

1.         Организационные мероприятия:

-собеседование с молодым специалистом;

-знакомство с традициями школы;

-выбор и назначение наставников.

 

Беседа

Администрация школы

2. Диагностика:

«Определение форм повышения профессионального мастерства» ;

«Диагностика

профессиональных затруднений»;

«Диагностика пробелов в теоретических знаниях»

 

Анкетирование

ЗДУВР

3.Общая характеристика основных проблем начинающего педагога по результатам диагностики

Анализ анкетирования

ЗДУВР, учителя-наставники

4.Разработка и утверждение плана работы с молодыми специалистами

 

ЗДУВР

сентябрь

1.Изучение нормативно-правовых документов по организации учебного процесса ( содержание учебных программ, требования к оформлению , календарно-тематического планирования, классных журналов, ведению дневников, тетрадей и т.д.)

 

Практическое занятие

ЗДУВР

2.Коррекция календарно - тематического планирования  молодых специалистов.

           

Консультации

 

 

 

ЗДУВР, учителя-наставники

 

 

3. «Расскажи о себе»

 Заполнение информационной и методической карты  молодого учителя.

           

Час общения 

ЗДУВР, учителя-наставники

октябрь

1.Методические требования  к современному уроку.

Составление плана-конспекта урока

 

Практическое занятие

 

 

ЗДУВР

 

 

 

2.Знакомство с педагогическим «почерком» молодого учителя ,         посещение уроков         

 

Посещение и анализ уроков

ЗДУВР, учителя-наставники

3.Посещение уроков наставника, опытных учителей, участие в их анализе, изучение педагогического опыта

 

Посещение и анализ уроков

 

ЗДУВР, учителя-наставники

4.Анализ, самоанализ урока

Практическое занятие

ЗДУВР, учителя-наставники

5.Выбор методической темы по самообразованию. Оказание помощи в составлении плана самообразования.

Собеседование

ЗДУВР, учителя-наставники

ноябрь

 1.«Методы и приемы развития познавательной мотивации учащихся».

Круглый стол

ЗДУВР, учителя-наставники

2.Знакомство с педагогическим «почерком» молодого учителя ,         посещение уроков         

 

Посещение и анализ уроков

ЗДУВР, учителя-наставники

3.Посещение уроков наставника, опытных учителей, участие в их анализе, изучение педагогического опыта

Посещение и анализ уроков

ЗДУВР, учителя-наставники

декабрь

2.Виды контроля и их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала.

Психолого-педагогический семинар

ЗДУВР, учителя-наставники

3. Взаимопосещение  уроков молодыми учителями            Посещение и анализ уроков            ЗДУВР

Посещение и анализ уроков

ЗДУВР, учителя-наставники

январь

Трудная ситуация на уроке и ваш выход из нее».

Психологический тренинг

ЗДУВР, практический психолог

Проблемы дисциплины на уроках

 

 

 

 

 

Практическое занятие

ЗДУВР, учителя-наставники

февраль

1. «Организация дифференцированного подхода к учащимся»

Семинар-практикум

ЗДУВР

2.Посещение уроков наставника, опытных учителей, участие в их анализе, изучение педагогического опыта

 

 

Посещение и анализ уроков

 

 

ЗДУВР, учителя-наставники

3.Посещение уроков молодых специалистов  учителями-наставниками  с целью оказания методической помощи

 

 

 

Посещение и анализ уроков

 

 

ЗДУВР, учителя-наставники

март

1.Триединая цель урока и его конечный результат

Практическое занятие

ЗДУВР, учителя-наставники

2.Имидж современного учителя

тренинг

Практический психолог

3. Индивидуальная  работа по теме самообразования

консультации

ЗДУВР, учителя-наставники

апрель

1.« Создание ситуации успеха на уроке»

Семинар-практикум

ЗДУВР

2.Неделя молодого учителя

Открытые уроки, внеклассные мероприятия

ЗДУВР

3.Анализ процесса адаптации молодого учителя: проведение опроса учащихся, учителей о работе молодого учителя;          сравнение результатов диагностики

анкетирование

ЗДУВР

 

 

 

 

май

Анкетирование на выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортности учителя в коллективе.          

анкетирование

ЗДУВР

Творческий отчёт молодых педагогов.

Круглый стол

Учителя-наставники

Подведение итогов работы ШМУ, задачи на новый учебный год

Круглый стол

ЗДУВР

В течение года

1.Посещение  педсоветов, методических семинаров школы.

2.Участие в проведении предметных недель , внеклассных мероприятий.

3.Участие в районных, республиканских конкурсах.

4.Посещение  районных МО учителей-предметников,  районной  ШМУ.

 

 

ЗДУВР

 

 

 

          

 План работы «Школы молодого учителя» (второй год)

 

Сроки проведения

 

 

Содержание

Методы работы, формы проведения

Ответственные

сентябрь

1.Анкетирование на выявление профессиональных затруднений учителя.

Анкетирование

ЗДУВР

2.Методические рекомендации по теме самообразования

Консультации

 

 

 

ЗДУВР, учителя-наставники

 

 

3.Структура плана воспитательной работы классного руководителя

Практическое занятие          

ЗДВР

октябрь

1.«Инновационные образовательные технологии, их использование в учебном процессе».

Семинар-практикум

 

 

ЗДУВР

 

 

 

2.Методика выявления одаренных детей. Качества педагогов, необходимые для работы с одарёнными детьми.

 

 

Практическое занятие

 

 

 

 

ЗДУВР, учителя-наставники

3.Организация научно-исследовательской деятельности учащихся, оформление работ, подготовка к выступлениям и защите проектов

 

Консультации

 

 

ноябрь

1.Посещения уроков молодых учителей администрацией и учителями-наставниками с целью оказания методической помощи.

Посещение и анализ уроков

ЗДУВР, учителя-наставники

2.Совместный анализ урока учителем и завучем – эффективный способ внутришкольного повышения квалификации

 

 

Посещение и анализ уроков

 

 

ЗДУВР, учителя-наставники

3.Участие в профессиональном конкурсе «  Шагни за горизонт»     

 

 

 

ЗДУВР, учителя-наставники

Декабрь-январь

1.Методы и приемы качественной организации мониторинга учебных достижений учащихся

Семинар-практикум

ЗДУВР

Алгоритм построения мультимедийной презентации

Практическое занятие

ЗДУВР, учителя-наставники

февраль

Методика подготовки и проведения массовых воспитательных мероприятий

Семинар-практикум

ЗДВР

Использование межпредметных связей на уроке

Посещение и анализ уроков

ЗДУВР, учителя-наставники

Март-апрель

 

1.Неделя молодого учителя

Открытые уроки

ЗДУВР, учителя-наставники

2.Организация деятельности  учащихся, имеющих низкую мотивацию к учебной деятельности

тренинг

Практический психолог

1.Виды индивидуальных и дифференцированных заданий учащимся

Семинар-практикум

ЗДУВР

 

май

Творческий отчёт молодых педагогов. Портфолио

 

ЗДУВР

Подведение итогов работы ШМУ, задачи на новый учебный год

 

Учителя-наставники

В течение года

1.Посещение  педсоветов, методических семинаров школы.

2.Участие в проведении предметных недель , внеклассных мероприятий.

3.Участие в районных, республиканских конкурсах.

4.Посещение  районных МО учителей-предметников,  районной ШМУ.

 

ЗДУВР

 

 

 

 

              План работы школы молодого учителя (3 год)

 

Сроки проведения

 

 

Содержание

Методы работы, формы проведения

Ответственные

сентябрь

1.Самооценка молодого специалиста

«Состоялись ли Вы как учитель»

 

Тест-опросник

ЗДУВР, практический психолог

2.Методические рекомендации по теме самообразования учителя

Консультации

 

 

 

ЗДУВР, учителя-наставники

 

 

3. Анализ изменений в программах, учебных планах, других документах в связи с внедрением нового Госстандарта

Практическое занятие

ЗДУВР, учителя-наставники

октябрь

1.«Компетенции и компетентность» Диагностика  профессиональной компетентности  молодого учителя после двух лет работы»

Семинар-практикум

ЗДУВР

 

 

 

2.Разнообразие методов и форм внеклассной работы по предмету.

Система работы с одаренными детьми.

 

 

 

 

 

ЗДУВР, учителя-наставники

3.Информационная работа с молодым учителем по вопросам курсовой подготовки, вопросам аттестации

 

 

Посещение и анализ уроков

 

 

ЗДУВР, учителя-наставники

4.Изучение нормативно-правовых документов по аттестации педагогических работников.

 

 

Практическое занятие

 

 

ЗДУВР, учителя-наставники

ноябрь

1.Участие в профессиональном конкурсе «   Шагни за горизонт»         

Консультации

ЗДУВР, учителя-наставники

2.Система нестандартных уроков. Типы, формы проведения

Семинар-практикум

ЗДУВР, учителя-наставники

декабрь

1.Организация деятельности  учащихся, имеющих низкую мотивацию к учебной деятельности

Консультации

ЗДУВР, практический психолог

2.Разнообразие методов и форм внеклассной работы по предмету.

Система работы с одаренными детьми

Психолого-педагогический семинар

ЗДУВР, учителя-наставники

январь

1.Использование межпредметных связей на уроке

Психологический тренинг

ЗДУВР, практический психолог

2.Консультирование по прохождению аттестации

Консультации

ЗДУВР, учителя-наставники

февраль

1.Организация самостоятельной работы учащихся на уроке

Семинар-практикум

ЗДУВР

2.Открытый урок с использованием ИКТ

Посещение и анализ уроков

ЗДУВР

Март-апрель

1.Аттестация. Присвоение квалификационной категории

Консультации

ЗДУВР, учителя-наставники

2.Способы накопления оценок. Основные качества устного ответа, подлежащего оценке.

Практическое занятие

Практический психолог

апрель

Способы проверки домашнего задания

Семинар-практикум

ЗДУВР

Неделя молодого учителя

Открытые уроки, внеклассные мероприятия

ЗДУВР

май

Быть учителем - значит…

анкетирование

ЗДУВР

Творческий отчет молодых учителей.

-Портфолио молодого учителя.

 

 

Учителя-наставники

В течение года

1.Посещение  педсоветов, методических семинаров школы.

2.Участие в проведении предметных недель , внеклассных мероприятий.

3.Участие в районных, республиканских конкурсах.

4.Посещение  районных МО учителей-предметников,  районной  ШМУ.

 

ЗДУВР